Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Челутаевский детский сад «Ёлочка» 671338, Республика Бурятия, район Заиграевский, п.Челутай 24км.,ул. Рабочая 6 Принято на педагогическом совете Утверждаю: МБДОУ Челутаевский д/с «Ёлочка» Протокол № 23 Заведующий Покацкая О.В. от15.04.24г Отчёт о результатах самообследования за 2023 учебный год. 2024г Самообследование деятельности за 2023 год Самообследование деятельности образовательного учреждения муниципального бюджетного Челутаевский Детский сад «Ёлочка» дошкольного (далее ДОУ) составлено в соответствии с документами: - приказа Минобрнауки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 «Порядок проведения самообследования образовательной организацией»; - приказа Минобрнауки Российской Федерации № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; - постановления Правительства РФ от 05.08.2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; - приказа Минобрнауки РФ от 14.12.2017 г. «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом Минобрнауки от 14.06.2013г. № 462». Цель самообследования: обеспечение доступности и открытости информации о деятельности МБДОУ Челутаевский Детский сад «Ёлочка»» за 2023 год. I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1. Общие сведения о ДОУ Тип учреждения: дошкольное образовательное учреждение. Вид учреждения: детский сад. Статус: муниципальное учреждение. Лицензия на образовательную деятельность: Серия 03ЛО1, № 0001272, регистрационный № 2701 от 21.12.2016 года, срок действия – бессрочно. Полное наименование учреждения (по Уставу): Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Челутаевский Детский сад «Ёлочка»" сокращенное: МБДОУ Челутаевский Детский сад «Ёлочка» место нахождения Учреждения: юридический адрес: Учреждения:671313, Республика Бурятия Заиграевский район с.Челутай 24 км улица Рабочая 6 фактический адрес Учреждения: Учреждения: 671313, Заиграевский район с.Челутай 24 км улица Рабочая 6 Республика Бурятия Учредитель - Администрация муниципального образования «Заиграевский район» в лице управления образования администрации муниципального образования «Заиграевский район». Место нахождения Учредителя : 671313, Республика Бурятия Заиграевский район с. Заиграево Предметом деятельности дошкольного учреждения является воспитание детей дошкольного возраста с 9-ти часовым пребыванием, с пятидневным режимом работы. РЕЖИМ РАБОТЫ дошкольного учреждения : 07.30 -16.30 Выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни. Время пребывания детей: 9-ти часовое Анализ деятельности подлежащий самообследованию по следующими направлениям: ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ оценка образовательной деятельности; оценка системы управления организации; оценка содержания и качества подготовки выпускников; оценка организации учебного процесса; оценка учебно – методического обеспечения; оценка материально – технической базы; оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования; оценка медицинского обеспечения образовательного процесса; оценка условий для организации питании Вывод: ДОУ зарегистрировано и функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации. Система управления ДОУ Управление ДОУ осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации: Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования», нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки Российской Федерации. В ДОУ разработан пакет документов, регламентирующих его деятельность: Устав ДОУ, локальные акты, договоры с родителями, педагогическими работниками, обслуживающим персоналом, должностные инструкции. Имеющаяся структура системы управления соответствует Уставу ДОУ и функциональным задачам ДОУ. Управление в ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления. Формами самоуправления являются: Общее собрание, Педагогический совет, Управляющий Совет, Родительский Комитет. Порядок выборов в органы самоуправления их компетенции определяются Уставом. Непосредственное управление ДОУ осуществляет заведующий. Деятельность коллегиальных органов управления осуществляется в соответствии с Положениями. Представительным органом работников является действующий в ДОУ Совет трудового коллектива. В ДОУ используются различные формы контроля (оперативный, тематический, смотрыконкурсы), результаты которого обсуждаются на рабочих совещаниях и педагогических советах с целью дальнейшего совершенствования работы. Система управления в ДОУ обеспечивает оптимальное сочетание традиционных и современных тенденций: программирование деятельности ДОУ в режиме развития, обеспечение инновационного процесса в ДОУ, комплексное сопровождение развития участников образовательной деятельности, что позволяет эффективно организовать образовательное пространство ДОУ. Органы управления, действующие в Детском саду Наименование органа Функции Заведующий Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство Детским садом Управляющий совет Рассматривает вопросы: − развития образовательной организации; − финансово-хозяйственной деятельности; − материально-технического обеспечения Педагогический совет Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Детского сада, в том числе рассматривает вопросы: − развития образовательных услуг; − регламентации образовательных отношений; − разработки образовательных программ; − выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; − материально-технического обеспечения образовательного процесса; − аттестации, повышении квалификации педагогических работников; − координации деятельности методических объединений Общее собрание Реализует право работников участвовать в управлении работников образовательной организацией, в том числе: − участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; − принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; − разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; − вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы Структура и система управления соответствуют специфике деятельности Детского сада. Вывод: Структура и механизм управления ДОУ определяют стабильное функционирование. Демократизация системы управления способствует развитию инициативы участников образовательного процесса (педагогов, родителей (законных представителей), детей) и сотрудников ДОУ. Сведения об образовательном процессе Нормативно-правовые документы - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ Челутаевский детский сад «Ёлочка» п.Челутай 24 км Заиграевского района -Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ Челутаевский детский сад «Ёлочка» разработанной в соответствии с ФОП ДО -Годовой план работы ДОУ на 2021-2022, 2022-2023,2023-2024г учебные года, - График прохождения курсов повышения квалификации для работы в соответствии с ФГОС - Комплексное тематическое планирование на 2021-2022, 2022-2023,2023-2024г учебные года; - Рабочие программы для всех возрастных категорий на 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024г учебные года; - Расписание образовательной деятельности на 2021-2022,2022-2023, 2023-2024г учебные года; - Учебный план на 2021 -2022, 2022-2023, 2023-2024 учебные года. Образовательная деятельность организуется в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ Челутаевский Детский сад «Ёлочка» разработанной в соответствии с ФОП ДО и Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (далее ОП ДО). Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Которые являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает: Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. - Направлена на обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами. - Направлена на создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. - Обеспечивает создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания. - Определяет единые для РФ базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и планируемые результаты освоения образовательной программы В части образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательных отношений, используется ряд парциальных программ и технологий: - «Безопасность» (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина); - «Цветные ладошки» (И. А. Лыкова); - «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д Маханева); - «Юный эколог» (Н. Н. Николаева); - и др. Образовательная деятельность ведётся на русском языке, в очной форме, нормативный срок обучения 5 лет, уровень образования - дошкольное образование. Образовательный процесс в ДОУ строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей в соответствии с требованиями ОП ДО. При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, системы психолого-педагогических принципов, отражающих представление о самоценности дошкольного детства. Основной формой образования и воспитания является игра и виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально- художественная, чтение художественной литературы). В основу организации образовательного процесса определен комплекснотематический принцип планирования. В 2022 произошли изменения в образовании. Организовано знакомство дошкольников с государственными символами в двух направлениях – через обустройство развивающей предметно-пространственной среды и проведение тематических мероприятий (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06). Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отчизне. Включение государственных символов необходимо в пространственную образовательную среду как детского сада в целом, так и в отдельном групповом пространстве. Их разместили в отдельном месте в каждой группе (патриотический уголок) и в общем пространстве. Так воспитанники смогут привыкнуть к новым объектам, и у них возникнет интерес к их назначению. Введены тематические мероприятия в формах, доступных для дошкольников, в рамках всех образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Рассмотреть подробнее предлагаю в таблице. Как изучать государственные символы в образования Образовательная Формы работы область Познавательное Игровая деятельность развитие Театрализованная деятельность Чтение стихов о Родине, флаге страны и т.д. Социальнокоммуникативное развитие Речевое развитие рамках образовательных областей дошкольного Что должен усвоить воспитанник Получить информацию об окружающем мире, малой родине, Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о госсимволах, олицетворяющих Родину Усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные. Сформировать чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых Познакомиться с книжной культурой, детской литературой. Расширить представления о госсимволах страны и ее истории Художественноэстетическое развитие Творческие формы– рисование, лепка, художественное слово, конструирование и др. Спортивные мероприятия Научиться ассоциативно связывать госсимволы с важными историческими событиями страны Научиться использовать госсимволы в спортивных мероприятиях, узнать, для чего это нужно Рекомендовано проводить минимум одно занятие в год, посвященное изучению государственных символов России. Физическое развитие Обязательно включаем тематические мероприятия в рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы детского сада. Удобнее приурочить мероприятия к празднованию памятных дат страны и региона. Издан приказ № 92 от 01.09.2022 года «О назначении ответственного», где указано, какие мероприятия должны выполнить работники, чтобы детский сад организовал изучение государственных символов. Для родителей были проведены консультации, собрания, чтобы проинформировать родителей о том, что введены новые мероприятия, посвященные государственным символам. На родительских собраниях сообщили родителям, что в определенные торжественные мероприятия, например, «День защитника Отечества (23 февраля), День России (12 июня), День Российского флага (22 августа), День Спорта (здоровья) в детском саду будет организовано демонстрация флага с прослушиванием гимна. В 2022 году разработан проект "Разговор о важном". В детском саду прошли беседы на темы: «Дошкольникам о Конституции России», «Мы граждане большой страны Росии», «Защитники и воины павших в Великую Отечественную войну от немецкофашистских захватчиков», тематические мероприятия «День Единства», Всероссийская акция «Блокадный хлеб», праздник «День Героев Отечества России». Вывод: Образовательный процесс в ДОУ организован в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, государственной политикой в сфере образования, в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО, основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ Челутаевский Детский сад «Ёлочка» Организация образовательного процесса Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования в 2022 учебном году составило 50 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет . В МБДОУ Челутаевском детском саду «Ёлочка» функционирует 2 разновозрастные группы общеразвивающей направленности. Образовательный процесс в ДОУ осуществляется на русском языке с позиции личностноориентированной педагогической системы: разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, беспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников Образовательный процесс осуществляется в соответствии с ФОП ДО, годовым планированием и расписанием непосредственно образовательной деятельности с учетом возраста детей. Содержание образовательного процесса представлено по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно эстетическое и физическое развитие. Основные блоки организации образовательного процесса: • совместная деятельность педагога образовательного деятельности (далее ОД); и воспитанников в рамках • при проведении режимных моментов; • при взаимодействии с родителями (законными представителями) • свободная деятельность детей В середине ОД педагоги проводят физкультминутку. Между ОД предусмотрены перерывы продолжительностью 10 минут. Образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Образовательная деятельность с детьми строится с учётом индивидуальных особенностей детей и их способностей. При организации образовательного процесса учитываются национально-культурные, климатические условия. В работе с детьми воспитатели используют технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, развивающее обучение, проектную деятельность, работу по календарю занимательных событий и пр. В течение года педагоги ДОУ осуществляли анализ выполнения программы по всем направлениям детского развития во всех возрастных группах детей по образовательным областям путем наблюдений, бесед, игр, оценивания продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и др. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников по-прежнему является основной и актуальной задачей, поставленной перед учреждением. В учреждении создана целостная система оздоровления, основанная на классических образцах и педагогических инновациях, способствующая гармоничному физическому развитию детей. Организована просветительская работа с родителями воспитанников. В течение учебного года проводилась работа по улучшению здоровья и совершенствованию физических качеств детей с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Педагоги систематически организовывали работу по организации двигательной деятельности детей: Физкультурные занятия; Праздники и развлечения; Ритмическая гимнастика; Ежедневный режим прогулок - 3-4 часа; Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями; Создание необходимой развивающей среды; Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня; Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игры с движениями в свободной деятельности; Музыкальные занятия; Ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия); Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года. Можно отметить, что улучшились как качественные, так и количественные показатели физического развития детей. В МБДОУ созданы все условия для физического воспитания в организованной и в свободной деятельности. В каждой группе имеются уголки физической культуры, наполненные нетрадиционным спортивным оборудованием. картотеками всех видов гимнастик, подвижных игр, иллюстрациями о видах спорта, художественной литературой, разрезными картинками, дидактическими играми. Вывод: У детей сохранено, укреплено физическое и психическое здоровье. Детям были привиты культурно-гигиенические навыки. Сформированы начальные представления о здоровом образе жизни. В течение года педагоги ДОУ осуществляли анализ выполнения программы по всем направлениям детского развития во всех возрастных группах детей по образовательным областям путем наблюдений, бесед, игр, оценивания продуктивной деятельности ( рисование, лепка, аппликация) и др. Анализируя результаты освоения программного материала, можно сделать вывод: средний уровень освоения программы по учреждению составил 86,7% по всем образовательным областям. Данный результат достигнут благодаря планомерной и систематической воспитательно-образовательной работе педагогического коллектива, грамотной организации индивидуальной и совместной образовательной деятельности, использованию современных методик, форм и способов организации образовательного процесса. По всем направлениям детского развития достигнуты следующие результаты: - физическое развитие - 84,0 %; - социально-коммуникативное - 82,0 %; - художественно-эстетическое - 84,0 %; - познавательное развитие - 89,0 %; - речевое развитие - 84,0 % . Педагогами учреждения было проведено комплексное обследование детей подготовительной к школе подгруппы с целью выявления уровня готовности выпускников МБДОУ к обучению в школе. Результаты готовности воспитанников к обучению в школе показали, что все воспитанники имеют высокий и средний уровень готовности, чему способствовали целевые экскурсии в школу, библиотеку, беседы, чтение художественной литературы, совместные мероприятия с учителями начальной школы, родительские собрания, консультации, мастер–классы для родителей по подготовке к школе их детей. Задания, которые предлагались детям подготовительной к школе группы, позволили оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: - возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией (удержание алгоритма деятельности); - умение самостоятельно действовать по образцу; - осуществлять контроль: обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего; - возможности распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа, целенаправленности деятельности и самоконтроля. Анализ результатов показал, что уровень овладения детьми необходимыми знаниями, навыками и умениями по всем образовательным областям соответствует возрасту. Работа по выполнению программы велась стабильно, по многим разделам по сравнению с прошлым годом уровень повысился. Хорошие результаты достигнуты благодаря использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов детей, созданию проблемно-поисковых ситуаций и обогащению предметно-развивающей среды. Необходимо усилить работу по экологическому воспитанию дошкольников с целью развития их интеллектуальных способностей, познавательного интереса, речевого творчества. В течение года в группах систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный и календарный планы, в них указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания. Систематически (раз в месяц) пополнялась наглядно-стендовая информация: рубрика «В кругу семьи», «Мы растем здоровыми», «Наши развлечения». Приглашали родителей на все мероприятия, которые проходили в детском саду, организовывали выставки, давали консультации Регулярно проводятся родительские собрания в новых формах их организации: практикумы, деловые игры, мастер-классы Продолжали вести работу на сайте детского сада, где также размещали информацию для родителей. Знакомили их с мероприятиями, проводимыми в детском саду, давали рекомендации по игровой деятельности, закаливанию, профилактике заболеваний. Привлекали родителей к подготовке и участию в праздниках. В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях и совместных мероприятиях групп и учреждения. Результаты образовательной деятельности, работы с родителями деятельности были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась эффективно и целенаправленно, поставленные цели достигнуты. Сегодня невозможно представить образовательный процесс в ДОУ без предметнопространственной развивающей среды, отвечающей требованиям ФГОС. Во всех группах нашего учреждения создана среда, которая способствует успешному развитию познавательных интересов воспитанников, расширяет кругозор, помогает развивать их творческий потенциал, самостоятельность, инициативу, способствует самовыражению. Развивающая среда МБДОУ Челутаевский Детский сад «Ёлочка», безопасна, трансформируема, вариативна, доступна, многофункциональна. Педагоги ДОУ стремятся постоянно обновлять развивающую среду в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса В 2022 году объявлена президентом специальная военная операция на Украине. Население Российской Федерации и весь её многонациональный народ сердцем чувствует надвигающуюся трагедию на наше государство, а душой готово помогать нашим мобилизованным ребятам и добровольцам. Сотрудники ДОУ ежемесячно добровольно участвуют в сборе гуманитарной помощи для мобилизованных. Наш детский сад посещают 2 воспитанника из семьи мобилизованных. О реализации образовательной деятельности в дистанционном режиме В детском саду для освоения образовательной программы дошкольного образования в условиях самоизоляции было предусмотрено проведение занятий в 2-х форматах – онлайн и предоставление записи занятий на имеющихся ресурсах (облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, YouTube). Право выбора предоставлялось родителям (законным представителям) исходя из имеющихся условий для участия их детей в занятиях на основании заявления. Для качественной организации родителями привычного режима для детей специалистами детского сада систематически проводились консультации, оказывалась методическая помощь и по возможности техническая. Данные мониторинга посещения онлайн-занятий и количества просмотров занятий в записи по всем образовательным областям свидетельствует о достаточной вовлеченности и понимании родителями ответственности за качество образования своих детей. О роли родителей (законных представителей) в достижении результатов образовательной деятельности Результаты педагогического анализа, проведенного по итогам освоения образовательной программы в дистанционном режиме, свидетельствуют о снижении результативности образовательной деятельности в младшей и средней группах. Причину данной ситуации видим в следующем: - недостаточном обеспечении родителями (законными представителями) привычного для детей детсадовского режима, отсутствии свободного времени для занятий с детьми различными видами конкретной содержательной деятельности и отсутствии соответствующих компетенций; - педагоги не смогли установить полноценное взаимодействие с родителями, провести необходимые разъяснения о включенности в дистанционные занятия и значимости их для детей. Исходя из сложившейся ситуации, в плане работы детского сада на 2023 год предусмотреть мероприятия, минимизирующие выявленные дефициты, включить вопрос контроля в план ВСОКО. Воспитательная работа Чтобы выбрать стратегию воспитательной работы, в 2021году проводился анализ состава семей воспитанников. Характеристика семей по составу Состав семьи Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Полная 50 95% Неполная с матерью 3 5% Неполная с отцом 0 0 Характеристика семей по количеству детей Количество детей в семье Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Один ребенок 10 30% Два ребенка 15 40% Три ребенка и более 10 30% Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей. Детям из неполных семей уделяется большее внимание в первые месяцы после зачисления в Детский сад. Воспитательнообразовательный процесс выстроен на основе грамотного сочетания Основной общеобразовательной программы, рабочей программы воспитания, годового плана и педагогических технологий. В группах у воспитателей имеется необходимая документация: рабочие программы (календарные и перспективные планы) учет посещаемости детей, сведения о родителях, карты развития, протоколы родительских собраний, самообразование и другие. В каждой группе воспитателем ведется «Папка группы», где отражаются основные блоки воспитательно - образовательного процесса: это социальный паспорт группы, работа с родителями, перспективное планирование, план воспитательной работы по охране труда с инструкциями и тетрадью инструктажей. Календарно - тематический план составлен в соответствии с современными требованиями ФОП ДО, ФГОС ДО и творчеством педагогов. В основе комплексного подхода лежат идеи единства, целостности, неразрывности образовательно-воспитательного процесса. Проявляется комплексный подход, прежде всего в соблюдении целостного, системного характера целей, задач и отдельных операций воспитания и обучения. С этой целью педагогами разработаны интегрированные перспективно-тематические планы, на основе которых строится работа всех специалистов ДОУ в течение учебного года, проекты. Система контроля в ДОУ позволила получить объективную информацию о реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, провести анализ достижений в воспитании, обучении, развитии, оздоровлении и организации жизнедеятельности воспитанников для прогнозирования перспектив развития ДОУ, выявить затруднения педагогов ДОУ в осуществлении образовательной и оздоровительной работы с воспитанниками, своевременно принять меры по устранению выявленных недостатков и совершенствованию работы учреждения. Полученные результаты будут использованы при планировании системы контроля на новый учебный год. Методическая работа, осуществляемая в течение учебного года, органично соединялась с повседневной практикой педагогов. Одной из главных задач в деятельности методической службы стало оказание реальной, действенной помощи всем членам коллектива. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей программе воспитания отражаются образовательные отношения сотрудничества образовательной организации (далее – ОО) с семьями дошкольников, также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО. Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направлениявоспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. Воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей –социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другимии организациями. Вывод: Образовательный процесс в ДОУ организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством к дошкольному образованию и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для их полноценного развития и подготовки к дальнейшей учебной деятельности и жизни в современных условиях. Образовательный процесс в ДОУ осуществляется в соответствии с ФОП ДО, годовым планированием и расписанием непосредственно образовательной деятельности. Целесообразное использование передовых педагогических технологий (здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные) позволило повысить на более высокий уровень качество образовательной работы ДОУ. Методическая работа Методическая работа в ДОУ направлена на повышении компетентности педагога в вопросах совершенствования образовательного процесса и создание такой образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива и, в конечном счете, на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ. При планировании и проведении методической работы в ДОУ отдается предпочтение активным формам обучения, таким как: семинары-практикумы, круглые столы, просмотры открытых мероприятий, взаимо посещения, консультации, мастер-классы. Повышение качества образования неразрывно связано с повышением уровня профессионального мастерства педагогов. Методическая работа в 2023году была направлена на решение поставленных годовых задач: 1. Продолжать совершенствовать работу по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формировать представления о ЗОЖ; 2. Совершенствовать речевое развитие в процессе разнообразных видов детской деятельности и взаимодействии с родителями; 3. Развивать познавательную активность детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания. В течение 2023 года все педагоги принимали активное участие в методических мероприятиях ДОУ, РМО; проходили курсовую подготовку в БРИОП . Весь коллектив ДОУ прошёл обучение «Оказание первой помощи». В МБДОУ Челутаевский Детский сад «Ёлочка» - были реализованы проекты: «Наши меньшие братья», «Птица зимой»; «Осень разноцветная»,»Зимушка-зима», «Приди, победная весна!»; - проведены конкурсы: стихов «Сбережём планету вместе!», «Помним, гордимся»; рисунков и поделок «Осенние чудеса», «Зимние фантазии», «Зеленая планета»; - организованы развлечения и праздники по дорожной и пожарной безопасности: «Зеленый огонек», «Приключение Буратино в стране дорожных наук», «История одного теремка», «Пожарные на учениях», развлечение – конкурс совместно с родителями «Лучший пешеход»; спортивно – развлекательное мероприятие совместно с родителями в рамках участия во Всероссийском конкурсе «Супергерои против простуды и гриппа» ; - утренники и концерты «Золотая осень», «Для милой мамочки», «Встреча зимы», «Новогодний калейдоскоп», «Сильные – смелые», «8 Марта – мамин день», «Весенняя капель», «День Победы», «До свиданья, детский сад», «Здравствуй, лето!»; - спортивные соревнования «Зимние забавы», «Развеселая ярмарка», «Дружим со спортом». Активное участие родителей во всех мероприятиях ДОУ говорит о целостности образовательного процесса. Вывод: организация методической работы в ДОУ, активное включение в образовательную и воспитательную деятельность всех субъектов образовательного процесса, использование новых педагогических методик и технологий, полноценная развивающая среда способствуют повышению качества образования, позволяют ДОУ работать в инновационном режиме 4. 5. Кадровое обеспечение ДОУ полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Анализ педагогического состава ДОУ: по образованию: высшее - 1 чел.; среднее специальное - 1 чел. по квалификации: высшая категория - 0 чел. первая категория -0 чел.; соответствие занимаемой должности - 2 чел.; 50 % педагогов имеют стаж работы свыше 10 лет, что указывает на профессионализм педагогических кадров ДОУ. Они целенаправленно и в системе организуют образовательный процесс, проявляют творчество и педагогическое мастерство в проведении ОД, совместной деятельности. Педагоги самостоятельно планируют и отбирают методический материал, способны анализировать методическую литературу с точки зрения ее целесообразности для конкретной группы, владеют способами организации педагогического процесса на основе индивидуализации и интеграции. Детский сад укомплектован кадрами полностью. Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, эффективно участвуют в работе методических объединений, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, а также саморазвиваются. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников. Об ИКТ-компетенциях педагогов Анализ данных, полученных на основе наблюдения и опроса воспитателей по применению ими информационных и дистанционных технологий в образовательной деятельности, в том числе и дополнительном образовании, показал, что педагоги испытывали существенные трудности, связанные с отсутствием необходимых компетенций для подготовки к дистанционным занятиям и их проведению, при применении дистанционных инструментов для проведения занятий в Skype, Zoom и WhatsApp. 98% педагогов отметили, что в их педагогической деятельности ранее не практиковалась такая форма обучения и у них не было опыта для ее реализации. Трудности воспитателей в процессе дистанционного обучения Анализ педагогической деятельности воспитателей в период распространения коронавирусной инфекции выявил следующие трудности: отсутствие возможностей или их недостаточность для совместной работы с воспитанниками в реальном времени по причине низкой мотивации родителей к занятиям с детьми-дошкольниками; компетентностные дефициты в области подготовки заданий для дистанционного обучения или адаптации имеющегося; установление контакта с детьми во время проведения занятий в режиме реального времени. Повышение квалификации Результаты анализа направлений и тематики дополнительных профессиональных программ (повышение квалификации), которые освоили воспитатели детского сада за три последние года, включая и 2023 год, показывают, что все они по профилю педагогической деятельности. В 2023 году ответственному лицу предусмотреть обучение педагогов дошкольной организации по тематическим дополнительным профессиональным программ (повышение квалификации), направленных на формирование/совершенствование ИКТкомпетенций, повышение компьютерной грамотности для последующего обеспечения качества образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий. Вывод: Анализ педагогического состава ДОУ позволяет сделать выводы о том, что педагогический коллектив имеет достаточный уровень педагогической культуры, стабильный, работоспособный. Достаточный профессиональный уровень педагогов позволяет решать задачи воспитания и развития каждого ребенка. 5. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Учебно-методическое обеспечение полностью соответствует ООПДО ДОУ. За 2023 учебный год значительно увеличилось количество наглядных пособий за счёт учебных расходов: приобретены и дидактические наглядные материалы, спортивный инвентарь. Информационное обеспечение образовательного процесса ДОУ включает: 1.Программное обеспечение компьютера позволяет работать с текстовыми редакторами, с Интернет ресурсами; 2.С целью взаимодействия между участниками образовательного процесса (педагог, родители, дети), создан сайт ДОУ, на котором размещена информация, определённая законодательством. 3.С целью осуществления взаимодействия ДОУ с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими учреждениями и организациями активно используется электронная почта, сайт учреждения. Информационное обеспечение существенно облегчает процесс документооборота, делает образовательный процесс более содержательным, интересным, позволяет использовать современные формы организации взаимодействия педагога с детьми, родителями (законными представителями). Режим работы в дистанционном формате показал отсутствие необходимых комплектов заданий для работы в онлайн-режиме и адаптированных инструкций для родителей и детей. В связи с чем ответственным лицам Детского сада необходимо в 2023 году поставить вопрос на контроль в рамках ВСОКО и запланировать их приобретение (при наличии). Организация занятий с детьми в дистанционном режиме выявила недостаточность библиотечно-информационного обеспечения. В связи с чем в 2023 году необходимо обеспечить подборку онлайн-ресурсов, поиск и/или разработку видеоконтента, определение электронного ресурса для размещения обучающих материалов, инструкций, методических рекомендаций и др., а также пополнить библиотечный фонд методической литературой и комплектами заданий по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы для подготовки педагогов к проведению занятий в онлайн. 1.7. Оценка материально – технической базы. МБДОУ Челутаевский детский сад «Ёлочка» занимает здание 1960 года постройки. брусовое, одноэтажное, Воспитательно-образовательный процесс осуществляется на площади 513 кв.м. Площадь земельного участка составляет 2000 кв. м. Здание детского сада имеет ограждённую территорию с озеленением, имеется наружное электрическое освещение. Здание обеспечено всеми видами инженерных коммуникаций: водоснабжением, отоплением от собственной котельной на угле, канализацией. Участок освещен, имеется игровая площадка, теневой навес. Учреждение недостаточно обеспечено учебно-наглядными пособиями и спортинвентарём. Имеются технические средства обучения: телевизор, магнитофон, DVD, 1 компьютер , 1 принтер и сканер. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, познавательной, конструктивной. В МБДОУ созданы все необходимые условия для обеспечения безопасности воспитанников и сотрудников. Территория огорожена забором, здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, кнопкой тревожной сигнализации для экстренных вызовов, разработан паспорт антитеррористической безопасности учреждения. Обеспечение условий безопасности выполняется локальными нормативно-правовыми документами: приказами, инструкциями, положениями. В соответствии с требованиями действующего законодательства по охране труда с сотрудниками систематически проводятся разного вида инструктажи: вводный (при поступлении на работу), первичный (с вновь поступившими), повторный, что позволяет персоналу владеть знаниями по охране труда и технике безопасности, правилами пожарной безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях. С воспитанниками детского сада проводятся беседы по технике безопасности, игры по охране здоровья и безопасности, направленные на воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью и жизни. В уголке для родителей помещается информация о детских заболеваниях, мерах предупреждения, профилактических мероприятиях по детскому дорожно-транспортному и бытовому травматизму. Ежедневно ответственными лицами осуществляется контроль с целью своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью воспитанников и сотрудников. При создании предметноразвивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Материально-техническое состояние детского сада и территории соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда. Материально-техническое обеспечение для проведения занятий с воспитанниками Оценка материально-технического оснащения детского сада при проведении занятий с воспитанниками выявила следующие трудности: - для полноценной (качественной) организации и проведения занятий в дистанционном формате отсутствует стабильное и устойчивое интернет- соединение; - недостаточно необходимого оборудования (ноутбуков, компьютеров или планшетов) по группам детского сада. Материально-техническое обеспечение для проведения обще садовских мероприятий Наличие материально-технического оснащения по группам детского сада для организации массовых обще садовских мероприятий с родителями (законными представителями) воспитанников свидетельствует о недостаточном количестве технических средств и программного обеспечения. Поэтому необходимо в 2023 году выйти с ходатайством к учредителю о выделении денежных средств на приобретение соответствующего оборудования и программного обеспечения. Как и все государственные образовательные учреждения, наше МБДОУ получает бюджетное нормативное финансирование, которое распределяется следующим образом: заработная плата сотрудников; расходы на коммунальные платежи и содержание здания; организация питания детей; В 2023 учебном году учреждение планомерно работало над укреплением материальнотехнической базы с целью охраны жизни и здоровья детей и сотрудников. ▪ ▪ ▪ Во всех помещениях детского сада силами сотрудников и родителей сделан косметический ремонт. 1.8. Функционирование внутренней системы оценки качества образования. В детском саду проводятся внешняя оценка воспитательно-образовательной деятельности (родителями) и внутренняя (мониторинг). Цель контроля: оптимизация и координация работы всех структурных подразделений детского сада для обеспечения качества образовательного процесса. В детском саду используются эффективные формы контроля: — различные виды мониторинга: управленческий, медицинский, педагогический, — контроль состояния здоровья детей, — социологические исследования семей. Контроль в детском саду начинается с руководителя, проходит через все структурные подразделения и направлен на следующие объекты: ― охрана и укрепление здоровья воспитанников, ― воспитательно-образовательный процесс, ― кадры, аттестация педагога, повышение квалификации, ― взаимодействие с социумом, ― административно-хозяйственная и финансовая деятельность, ― питание детей, ― техника безопасности и охрана труда работников и жизни воспитанников. Вопросы контроля рассматриваются на общих собраниях работников, педагогических советах. С помощью тестов, анкет, бесед изучается уровень педагогической компетентности родителей, их взгляды на воспитание детей, их запросы, желания, потребность родителей в дополнительных образовательных услугах. Периодически изучая, уровень удовлетворенности родителей работой ДОУ, корректируются направления сотрудничества с ними. В начале учебного года администрация Детского сада традиционно проводит анкетирование родителей с целью: — выявления удовлетворенности родителей образовательной работой; — изучения отношения родителей к работе ДОУ; — выявление сильных и слабых сторон работы ДОУ. Результаты анкетирование родителей показали: По группам детского сада Удовлетворенность качеством образования на основе опроса родителей (законных представителей) воспитанников по группам детского сада следующая. В младшей разновозрастной группе удовлетворенность составляет 95%, старшей разновозрастной 90%. При этом родители считают, что у детей периодически наблюдалось снижение интереса мотивации к занятиям в дистанционном режиме, что связывают с качеством связи и форматом проведения занятий, в том числе и посредством гаджетов. В целом по детскому саду Воспитательным процессом родители удовлетворены. С целью информирования родителей об организации образовательной деятельности в ДОУ оформлены информационные стенды, проводятся совместные мероприятия детей и родителей, праздники, досуги, совместные образовательные проекты. Система внутренней оценки качества образования функционирует в соответствии с требованиями действующего законодательства. 1.9. Оценка медицинского обеспечения образовательного процесса. Медицинское обслуживание детей МБДОУ осуществляется медицинскими работниками ФГУЗ «Заиграевская ЦРБ» Оздоровительная работа в ДОУ проводится на основе нормативно – правовых документов: — ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». — СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». В ДОУ создан комплекс гигиенических, психолого-педагогических и физкультурнооздоровительных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду. Для занятий с детьми имеется оборудование. В группе имеются спортивный уголок, но нет достаточного количества разнообразного спортивно-игрового оборудования. Педагогом проводится как традиционные, так и нетрадиционные физкультурные занятия: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям — при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровья. Систематически проводятся утренняя гимнастика, закаливание, подвижные игры на прогулке, физкультминутки на занятиях, физкультурные праздники и развлечения. Большая роль в пропаганде физкультуры и спорта отводится работе с родителями. Медицинское обслуживание воспитанников проводится по трем направлениям: — оздоровительная работа; — лечебно-профилактическая работа; — организационно-методическая работа. В осенне-зимний период осуществляются мероприятия по подготовке детского организма к сезонным инфекциям (противогриппозная профилактика, прививка против гриппа, витаминотерапия). Весь детский контингент ДОУ привит согласно возрастным и индивидуальным особенностям, плану-графику прививок. Для родителей проводились консультации «Профилактика гриппа и ОРВИ», «Профилактика острых кишечных инфекций», «Коронавирус Covid – 19, как обезопасить своих детей» оформлялись стенды с материалами на тему профилактики и предотвращения инфекционных заболеваний, оказанию первой помощи. 1.10 Оценка условий для организации питания. В МБДОУ организовано 3 х-разовое питание. Для организации питания были заключены договора с поставщиками на поставку продуктов. Все продукты сопровождаются сертификатами качества. Пищеблок оснащён всем необходимым для приготовления пищи оборудованием и уборочным инвентарём. Блюда готовятся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и нормами. Имеется примерное 10-дневное меню, утвержденное заведующей ДОУ. Меню по дням недели разнообразное, разработано с учётом физиологических потребностей детей в калорийности и пищевых веществах. Проводится витаминизация третьих блюд. Бракеражная комиссия МБДОУ систематически осуществляет контроль за правильностью обработки продуктов, закладкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи. Информация о питании детей доводится до родителей, меню размещается на стенде в комнате для приёма детей.